В Казахстане стартовал пилотный проект по новому механизму размещения государственного образовательного заказа в частных школах. Проект утверждён совместным приказом Министерства просвещения и акиматов областей, городов Алматы, Астаны и Шымкента и охватывает 2025–2026 учебный год,- передает Педагог-KZ
Цель инициативы — сделать систему финансирования более прозрачной, укрепить государственно-частное партнёрство и обеспечить равный доступ к качественному образованию для всех детей страны.
Финансовый центр передан в ведение Министерства финансов
Одним из ключевых элементов преобразований стало решение о передаче АО «Финансовый центр» в ведение Министерства финансов. Теперь именно Минфин выступает оператором пилотного проекта, обеспечивая его организационно-методическое сопровождение, консультации участников, мониторинг и оплату по принятым актам.
Эта мера направлена на единое администрирование финансовых потоков и повышение эффективности управления средствами государственного образовательного заказа.
Цифровая система усилит контроль и прозрачность
Для реализации нового механизма создана современная информационная система, разработанная АО «Информационно-учётный центр» Министерства финансов. Она встроена в цифровую платформу www.e-Qazyna.kz и позволит автоматизировать процессы:
проверку контингента обучающихся;
верификацию разрешительных документов;
интеграцию с другими государственными базами данных.
Новая система, запущенная 12 ноября, упростит работу пользователей и усилит контроль за достоверностью сведений, минимизировав риски дублирования и ошибок.
Почему реформа необходима?
Проведённый анализ показал, что действующий порядок госзаказа нуждается в обновлении. Ранее фиксировались случаи, когда учащиеся числились в одной школе, а финансирование получала другая, либо когда в базе данных оставались сведения о выбывших учениках. Кроме того, выявлялись организации, не ведущие образовательной деятельности, но получавшие средства как получатели госзаказа.
Новый этап для частных школ
Сегодня в Казахстане насчитывается около тысячи частных школ. Рост их числа отражает позитивные тенденции в сфере образования, однако требует совершенствования системы контроля и финансирования.
Реализация пилотного проекта должна повысить конкуренцию среди образовательных организаций, привлечь частные инвестиции и снизить нагрузку на бюджет.